Конференция состоялась 12 февраля 2018 г. в Музее Серебряного века.
Я выступила на ней с докладом, текст которого и программа конференции даны ниже.
Воронцова Е.А.
Для начала – несколько определений.
Проектный метод – это метод достижения поставленной цели путем детальной разработки и последовательного применения технологии, позволяющей получить нужный результат в наикратчайшие сроки и с наименьшими затратами.
Исходя из этой установки выбираются конкретные шаги. В самом общем виде их последовательность такова:
- рождение идеи (процесс спонтанный);
- постановка цели;
- поиск, обработка, анализ и оценка информации для определения того, что именно нужно делать (результат - концепция);
- выстраивание последовательности шагов, выбор средств достижения цели (результат – график работы);
- системная неустанная деятельность вплоть до достижения цели, с анализом ошибок и корректировками по ходу дела в случае необходимости.
Значимые составляющие проектной деятельности – то, что цель является лично значимой для участников проекта, а затраты и экономия просчитываются с учетом всех факторов, т.е. реальные, а не формальные.
Проектная (проективная) деятельность возникла как ответ на обременения, связанные с деятельностью в рамках разных типов административно-бюрократической системы, как альтернатива этой системе – система более гибкая, ориентированная на достижение общего блага. Цель этой деятельности – достижение наилучшего для общества результата с наименьшей затратой средств, времени, людских ресурсов.
Отмечу по ходу: практика показывает, что административно-бюрократическая система, обладающая многочисленными рычагами влияния и ресурсами, активно действует на этом поле, часто поддерживая реализацию под видом проектов того, что в культурологии называют подменышами и перевертышами. А эти последние (часто с успехом) оттесняют проекты подлинные.
Сказанное не означает отрицания того, что административно-бюрократическая система тоже может эффективно работать в интересах общества. Непременное условие такой ее работы – модели управления, предусматривающие оперативное прохождение сигналов не только сверху вниз, а по всем направлениям: сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали. К сожалению, эти модели – скорее исключение, чем правило.
Целеполагание при деятельности по производству перевертышей-подменышей имеет качественно иную природу, чем при проектной деятельности: это – деятельность по достижению результата, наилучшего для создателей перевертышей-подменышей. Ее результат – дезинформация вместо информации и знания, личное обогащение – вместо общего блага и т.д.
Для реализации подлинных проектов зона контакта с административно-бюрократической системой – это зона риска. Здесь со стороны данной системы идут в ход детально разработанные и давно практикуемые способы: затягивание принятия решений вплоть до тотального игнорирования обращений, необъективные оценки и экспертиза и т.д.
Наша деятельность по созданию энциклопедии «Литературные музеи России» изначально строится именно как проектная. В подтверждение этого напомню о конкретных фактах, хотя о них и говорилось раньше.
С момента рождения и одобрения этой идеи руководством ГЛМ в начале 2014 г. за 4 года пройден путь до рукописи, сформированной на ¾ и частично отредактированной.
В рекордно короткие сроки рекордно малыми силами были подготовлены предложения по организации всей работы по проекту вплоть до его завершения (издания энциклопедии), в том числе составлен график работы, главная черта которого – системность: обозначены все этапы работы, сроки их исполнения, предусмотрена работа в параллель, прописаны необходимые для его выдерживания условия.
Была разработана концепция, составлены необходимые для ведения дела документы (схемы статей, список сокращений, требования к оформлению статей), сформирован словник (одним человеком и всего за 3 месяца).
Были подготовлены предложения по редакционному совету, проведена работа по его формированию, организовано его учредительное собрание (в рамках Анциферовских чтений) и его работа по обсуждению и утверждению Концепции, Словника, основных материалов.
Была организована апробация всех документов – проведены около 30 мероприятий (на площадках ГЛМ, его партнеров, ИКОМ и т.д.).
Руководителем проекта, координатором, членами редсовета подготовлены порядка 15 статей. Опубликован сборник методических материалов, который активно используют коллеги на местах:
- Энциклопедия «Литературные музеи России»: Методические материалы / Сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. Д.П. Бак. – М.: Издательство «Литературный музей», 2016. 288 с.
Уже в 2014 г. началась работа по заказу статей о музеях и биографических статей. Ее результат такой: на конец 2017 г. из 1830 статей заказаны и получены свыше 1000 статей, а также сделаны нами (в основном редактором И.С. Ряховской) порядка 300 отсылочных статей. Отмечу, что авторы статей о музеях в основной своей массе не умеют писать статьи для энциклопедий. Следствие этого – большое количество статей, по которым мы имеем до 10 версий.
Также в 2014 г. был поставлен вопрос о заключении договоров с авторами статей. В конце 2017 г. принято управленческое решение, и с начала 2018 г. эта работа пошла.
Скажу об экономичности реализации данного проекта. Больше двух лет его вел один человек (одновременно с ведением всех издательских проектов ГЛМ), лишь затем в работу включились редакторы (2 человека, один из которых теперь переброшен на работу по договорам). Существенный фактор нашего быстрого продвижения к цели – наличие специалиста-универсала:
- работающего и как «делатель» энциклопедий, и как исследователь;
- умеющего находить и быстро прорабатывать нужную информацию, делать концепции, составлять словники, вести поиск авторов, осуществлять научное редактирование, вести издательские проекты, организовывать мероприятия;
- применившего опыт работы в коммерческих издательствах. Они не могут себе позволить омертвлять капитал на длительный срок, а я не могла допустить отступления от энциклопедического канона и научилась работать быстро не в ущерб качеству.
Такие объемы работы в столь короткие сроки столь малыми силами, с расходами только на зарплату позволили нам сэкономить: на конец 2016 г. около 8,5 млн. руб.; на конец 2017 г. 7, 68 млн руб. Это – те расходы, которые создатель энциклопедии несет при обычной технологии и которых мы избежали. Для сравнения скажу: средними являются расходы на реализацию сопоставимых с нашей энциклопедией проектов 7–10 сотрудниками в течение 7–10 лет. Уменьшение экономии было вызвано замедлением темпов работы в связи с нерешенностью некоторых вопросов, выходящих за рамки компетенции сектора издательских проектов, ведущего данный проект.
Наша активность получает отклики во внешнем мире:
- ряд музеев всерьез озаботился изучением своей истории и своих героев-сотрудников, изучением проблемы меморизации в целом;
- несколько исследователей, отошедших от этой проблематики, вернулись к ней;
- кое-кто из исследователей, никогда не занимавшихся этой проблематикой, ею заинтересовался.
Наша работа в целом оценивается в этом внешнем мире высоко. Мы же охотно делимся знаниями и опытом.
За 2018 г. нужно заказать авторам оставшуюся четверть статей, чтобы получить комплектную рукопись. Это – статьи по истории литмузеев и обобщающие (аналитические) статьи. Большие блоки здесь составляют статьи по регионам и блок «Такого-то писателя музеи» (Пушкина музеи, Есенина и т.д. - около 130 статей). Их подготовка требует больших затрат времени, в большинстве случаев – проведения специальных исследований (в силу крайне малой изученности литмузеев). Исследователи, хоть как-то занимавшиеся литмузеями, единичны.
При таком раскладе заказ статей, да еще на безгонорарной основе, – трудная задача. Для ее решения возникла идея собрать потенциальных авторов вместе, т.е. провести конференцию «Литературные музеи в контексте истории и культуры России» (30 мая – 2 июня 2018 г.). Работа по ее подготовке уже ведется. Информация о конференции дана на сайте нашего музея.
Что касается иллюстраций, то пока мы просто складируем присылаемое музеями. В основном это современные фото. Выстраивание осмысленного иллюстративного ряда (по всем нужным музеям, по всем периодам, по основным сюжетам музейной жизни и основным персоналиям) - сложная работа. Она пока еще даже не начата.
В ноябре 2017 г. я предложила проработать соответствующие фонды ГЛМ, чтобы эта часть коллекций была опубликована в энциклопедии. Насколько я понимаю, такие поручения пока даны не были. Присылаемые нам иллюстрации требуют обработки и кадрирования. Эту работу логично возложить на сектор предпечатной подготовки редакционно-издательского отдела. Пока это тоже не сделано. Сотрудники сектора издательских проектов готовы отбирать для передачи коллегам иллюстрации из числа полученных от музеев.
Вот так мы организовали работу, такой путь прошли, такой план (завершить формирование и редактирование рукописи) приняли на 2018 г. Надеюсь, управленческие решения будут приниматься в соответствующие сроки, и мы выполним намеченное.
Музей Серебряного века
12 февраля 2018
11.00-13.00
1. Евгения Александровна Воронцова, зав. сектором издательских проектов
Проектный метод создания энциклопедий (на примере энциклопедии «Литературные музеи России»).
2. Александра Андреевна Гуськова, зав. отделом музейных проектов
Проект Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Литературный экспресс».
3. Ирена Александровна Желвакова, зав. отделом «Дом-музей А.И. Герцена»
Новый дар Музею Герцена. Записки Руфина Пиотровского. Россия и Сибирь. 1843–1846 гг. (Невероятная история о польском повстанце Руфине Пиотровском, так заинтересовавшая Герцена. В результате появилась книга – биография и судьба польского изгнанника, – к изданию которой приложил руку сам редактор «Колокола».)
4. Мария Андреевна Панькина, научный сотрудник отдела «Дом-музей А.И. Герцена»
Неизвестные материалы из герценовского фонда ГЛМ о народническом движении. На подступах к изучению.
5. Дарья Юрьевна Решетникова, хранитель музейных предметов
К.С. Станиславский в Германии: материалы к выставочному проекту 2018 года в Баденвайлере.
6. Сандра Николетич, аспирантка кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Переводы произведений А.П. Чехова в хорватских архивах и периодике (1888–1897 гг.).
7. Моника Викторовна Орлова, ведущий научный сотрудник отдела «Музей Серебряного века», Анастасия Олеговна Флеминг, хранитель музейных предметов, Михаил Борисович Шапошников, зав. отделом «Музей Серебряного века»
Трудная судьба «...Жены поэта Брюсова».
8. Ирина Алексеевна Юрасовская, научный сотрудник отдела «Музей Серебряного века»,
Наталья Аназбековна Намозова, научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Скульптурный портрет В.А. Жуковского из мемориального кабинета В.Я. Брюсова. Вопросы атрибуции. Сообщение
9. Кристина Витальевна Сарычева, научный сотрудник отдела «Дом-музей М.Ю. Лермонтова»
Из нереализованных проектов издательства Academia.
10. Павел Михайлович Крючков, научный сотрудник отдела «Дом-музей К.И. Чуковского»
«Одна у нас семья, одни и те же дети...» Самуил Маршак и Корней Чуковский.
11. Яна Зиновьевна Гришина, ведущий научный сотрудник отдела «Дом-музей М.М. Пришвина»
Дневник Михаила Пришвина: последние годы.
12. Орлова Мария Игоревна, сотрудник отдела «Дом-музей М.М. Пришвина»
Теневой театр «Тень на плетень»: рассказы Михаила Пришвина.
13. Павел Евгеньевич Фокин, зав. отделом «Музей-квартира Ф.М. Достоевского»
Письма В.Г. Распутина к М.Е. Козловской. По материалам новых поступлений.
14. Наталья Сергеевна Бонди, научный сотрудник сектора истории ГЛМ
Письма Т.Г. Цявловской в архиве С.М. Бонди. Сообщение
15. Юрий Вячеславович Цветков, сотрудник отдела «Музей Серебряного века», сооснователь проекта «Культурная инициатива»
«Литературная Атлантида: поэтическая жизнь 1990–2000-х». Попытка систематизации.
16. Елизавета Михайловна Костаки, научный сотрудник отдела «Музей Серебряного века»
Современное изобразительное искусство в повседневной жизни Музея Серебряного века.
17. Анастасия Алексеевна Дановская, научный сотрудник отдела музейной педагогики
Конкурс молодых профессиональных иллюстраторов имени Кати Силиной. Чем полезны музею подобные мероприятия?
18. Ксения Андреевна Белькевич, зам. директора по развитию
Основные этапы развития проекта Студии «Сказка выходного дня»: векторы роста, ошибки и перспективы.
19. Чернышева Дарья Сергеевна, научный сотрудник сектора истории ГЛМ
Юрий Матвеевич Соколов – создатель фольклорного отдела ГЛМ.
20. Великовская Галина Викторовна, ведущий научный сотрудник отдела научно-просветительской и методической работы
Воспоминания уральцев о гражданской войне в архивах краеведческого и литературного музеев (Урал и Москва). Разные аспекты практического использования.
21. Ткаченко Александр Владимирович, зав. сектором специального технического обеспечения фондов
Защита музейных предметов: вопросы и перспективы.