Коллекции Государственного литературного музея
Автор идеи, разработчик концепции – Е.А. Воронцова

 

В серии изданы:

  • Юрий Анненков. Портреты, иллюстрации, театральные зарисовки из собрания Государственного литературного музея: альбом-каталог / [Авт.-сост. О. Л. Залиева]; Министерство культуры Российской Федерации, Государственный литературный музей, Дом И.С. Остроухова в Трубниках. М.: Гос. лит. музей, 2015.
  • Анна Ахматова. Материалы из собрания Государственного литературного музея: альбом- каталог / [Авт.-сост. О.Л. Залиева; авторы О.Л. Залиева, А.Ю. Рассанов]. М.: Изд-во «Литературный музей», 2016.

 

Концепция серии

Задачи серии:

  • формирование имиджа ГЛМ как центра, аккумулирующего, хранящего, изучающего и представляющего обществу памятники литературы и, шире, памятники истории и культуры, обладающие выдающейся культурной ценностью;
  • осуществление доступа читателей к музейным предметам, большая часть которых не экспонируется;
  • репрезентация собрания ГЛМ в качестве одной из важнейших составляющих культурного наследия России и важнейшего информационного ресурса для изучения и предъявления обществу документируемого музеем явления (русской литературы);
  • раскрытие социокультурной и научной ценности, уникальности, разнообразия, полноты собрания ГЛМ;
  • формирование комплексов источников для их использования в исследовательских и образовательных целях;
  • трансляция ценностей отечественной культуры, повышение музейной культуры и расширение кругозора читателей;
  • создание дополнительного ресурса для развития издательской и иной деятельности ГЛМ (благодаря возможности получения от реализации тиража внебюджетных средств).

Решению этих задач в наибольшей степени отвечает линия на традиционное издание на бумаге с последующей его трансформацией в базы (или банк) данных.

 

Термин «коллекция»

В соответствии с поставленными задачами под коллекцией будет пониматься совокупность музейных предметов, дающая целостное представление о документируемом явлении русской литературы или о меморируемой персоне (предметы при этом могут храниться как в одной, так и в разных коллекциях и отделах фондов ГЛМ).

Приоритетным направлением должна стать подготовка изданий, представляющих читателю коллекции-реконструкции – тематические и именные коллекции, являющиеся результатом поисковой и исследовательской работы авторов изданий и сотрудников ГЛМ.

 

Адресаты серии:
  • специалисты, осуществляющие исследовательскую деятельность в сфере гуманитарных наук;
  • сотрудники музеев;
  • педагоги и учащиеся гуманитарных учебных заведений (старшие школьники, абитуриенты, студенты, аспиранты и другие);
  • лица, занимающиеся самообразованием и интересующиеся культурой.

 

Методологические установки:
  • синтез музееведческого, литературоведческого, историко-культурного и культурологического подходов;
  • подготовка материалов к научной публикации в партнерстве со специалистами из ведущих научных учреждений и вузов;
  • описание коллекций в контексте истории и культуры России;
  • стилевое разнообразие текста (допустимо и в рамках одного издания, и в разных изданиях серии), что связано с разными адресатами изданий;
  • научная достоверность сведений;
  • группировка материала, удовлетворяющая современным информационным потребностям, т.е. обеспечивающая правильное раскрытие содержания документов и быстрое их нахождение.

 

Описание издания

Типовой формат издания серии «Коллекция ГЛМ» – научно-справочные альбомы- каталоги.

 

Структура альбомов-каталогов
  1. Предисловие и вступительная научная статья, содержащая описание целевого назначения и хронологических рамок издания, состава источников и т.п. Допустимы также две-три статьи (например, музееведческая, литературоведческая, культурологическая).
    Иллюстрации в этой части не должны быть большими по размеру.
  2. Воспроизведения музейных предметов с пояснительными текстами к ним (каталожными описаниями, выполненными по единой методике с учетом состава характера публикуемых материалов; комментариями автора).
  3. Научно-справочный аппарат (библиография, указатели – именной и предметно-тематические, приложения, содержание)

 

При организации текста следует учитывать особенности восприятия людей информационной эпохи, много времени проводящих у экранов (компьютера и других технических средств). Соотношение вербального и визуального на экране и странице книги кардинально отличаются, вследствие чего, как отмечают исследователи, современные среднее поколение и молодежь плохо воспринимают большие массивы текста.

По этой причине в книгах серии нужно перемежать основной текст врезками и выносами:

  • врезка – особым образом выделенный сюжет объемом в один-два абзаца;
  • вынос – одно предложение, призванное привлечь внимание читателя.

 

Чтобы выполнить функцию источника информации, воспроизведения музейных предметов в альбомах-каталогах серии должны давать адекватное представление о предметах (их размерах, фактуре, цвете и т.д.), поэтому в соответствующей части будут находиться как изображения на полосу, так и изображения отдельных фрагментов, деталей предметов.

 

Художественное решение серии, параметры альбомов-каталогов

Основные задачи:

  • стараться, чтобы книги ассоциировались с ГЛМ (путем использования элементов фирменного стиля и другими способами), а также с конкретными писателями (в случае именного каталога);
  • стараться оптимизировать соотношение качества издания и его цены.

Значительную часть иллюстраций составят цветные иллюстрации, что необходимо, но приводит к удорожанию издания.

С целью минимизации расходов перед художником будет поставлена задача использовать один из стандартных альбомных форматов, удобный в использовании, позволяющий дать изображения, пригодные для изучения и рассматривания).

В рамках серии объемы книг могут варьироваться, но с ограничениями. Оптимальный объем – 10–20 печ. л.

 

Организация работы по подготовке альбомов-каталогов к изданию

На начальном этапе следует использовать уже имеющиеся рукописи и рукописи, которые готовятся к изданию, а в последующем работу нужно вести на основе годовых и перспективных планов, включая в планы подразделений ГЛМ и конкретных сотрудников работу по написанию текстов, фотосъемке и сканированию иллюстративного материала для книг, а также учитывая грядущие юбилеи. Это не исключает привлечения сторонних специалистов в качестве авторов.

Размещение изданий в Интернете следует производить после реализации тиража (и возмещения расходов на бумажное издание).