Журнал "Культура и искусство"
Издается с 2011 г.: учредитель, шеф-редактор – В.И. Даниленко; издатель – ООО «НБ-Медиа».

Этот научный рецензируемый журнал адресован специалистам-гуманитариям (культурологам, искусствоведам и т. д.), а также широкому кругу читателей.

 

Идея издания журнала возникла в творческом общении Е.А. Воронцовой, и доктора искусствоведения, профессора, директора Российского института культурологии (РИК) К.Э. Разлогова с председателем Совета директоров академической издательской группы «Nota bene» В.И. Даниленко.

Как заведующая редакционным отделом РИК я должна была обеспечивать издание научных трудов сотрудников института, причем фактически без какого бы то ни было финансирования, поэтому много ходила по издательствам и встречалась с издателями. Так состоялась сначала моя, а потом моя и К.Э. Разлогова встреча с В.И. Даниленко.

В итоге Ученые советы РИК (17 ноября 2010 г.) и Института этнологии и антропологии РАН (25 ноября 2010 г.) одобрили решение об оказании интеллектуального содействия в издании журнала.

К.Э. Разлогов стал главным редактором (до 2014 г.) и председателем Редакционного совета журнала, а академик РАН, тогда директор ИЭА РАН В.А. Тишков – сопредседателем Редакционного совета.

В ранге заместителя главного редактора я:

  • при активном участии К.Э. Разлогова и В.И. Даниленко разработала концепцию и рубрикатор журнала «Культура и искусство»;
  • затем три года (2011–2013) обеспечивала выход его номеров строго в срок и со статьями высокого уровня (см. Итоги 2011–2013 гг.);
  • содействовала запуску электронного рецензируемого научного журнала «Культуры и искусства» (разработка его концепции и структуры, формирование портфеля, подготовка двух первых номеров).

 


Концепция и структура журнала

Журнал был задуман как комплексный, т.е. охватывающий все проблемное поле, и ориентированный на выделение научного дискурса о культуре и искусстве и на то, чтобы стать платформой для диалога и для достижения взаимопонимания.

Актуальные проблемы культуры и искусства, всемирное культурное наследие планировалось рассматривать с позиций культурологии и искусствоведения в широком методологическом, географическом и временном диапазоне.

За основу было принято антропологическое понимание культуры, официально утвержденное в определении ЮНЕСКО: культура – это совокупность нравов, обычаев, традиций и ценностей, которые находят отражение не только в литературе и искусстве, но и в повседневной жизни, формах совместной деятельности людей.

Стержневыми для журнала явились идеи К.Э. Разлогова:

  • о соотношении в культуре консервативности, массового (устремленного к стабильности) и актуального (нацеленного на эксперимент) искусства;
  • о множественности равноправных культур, искусств и подходов к ним;
  • о включении в оборот наук с длинной традицией и новых наук;
  • об акцентировании внимания на культурных и художественных процессах;
  • о гибких действиях в пространстве и культурной традиции, и культурной инициативы;
  • о применении стратегии социального партнерства.

 

Структура журнала разрабатывалась таким образом, чтобы обеспечить реализацию этих идей в полном масштабе.

Рубрики были сгруппированы в тематические блоки:

  • 1-й блок: Культура и культуры; Культура и цивилизация; Культура и власть; Культура и культ; Культура и наука; Естествознание, техника и культура;
  • 2-й блок: Культурология и cultural studies; Теоретическая культурология и теория культуры; Философия культуры; Социология культуры, социокультура; Этнология и культурная антропология;
  • 3-й блок: Прикладная культурология; Теория коммуникации и медиалогия; Гендерные исследования; культура тела; Знак, слово, речь, язык; Memory studies; Историческая культурология и история культуры; Культурное наследие, традиции и инновации; Культура повседневности;
  • 4-й блок: Глобализация, глокализация, массовая культура; Экранная культура и экранные искусства; Виртуальная реальность; Электронная культура и интернет;
  • 5-й блок: Художественная культура и творчество; Искусство и искусствознание; Эстетика и теория искусства; История искусств; Стили, течения, школы;
  • 6-й блок: Изобразительные искусства; Архитектура и дизайн; Книжная культура и искусство книги; Декоративно-прикладное искусство; Сценические искусства; Музыка и музыкальная культура; О поэзии и прозе;
  • 7-й блок: От первого лица; Дискуссионный клуб; Хроника культурной жизни.

Презентация журнала в рамках Дней Российского института культурологии

Презентация прошла 10 октября 2011 г. в рамках Дней РИК во Всероссийской библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино (см. проект «Главный герой – Книга») в Овальном зале библиотеки.

 

Презентацию вели:
  • доктор искусствоведения, профессор, директор Российского института культурологии, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, главный редактор и председатель редакционного совета журнала К. Э. Разлогов;
  • шеф-редактор журнала, председатель Совета директоров Академической издательской группы «NOTA BENE» (ООО «НБ-Медиа»), академик Российской академии социальных наук, кандидат политических наук В. И. Даниленко;
  • кандидат исторических наук, заведующая редакционным отделом Российского института культурологии, заместитель главного редактора Е. А. Воронцова.

 

На презентации выступили:
  • член-корреспондент Российской академии наук, заместитель директора Института востоковедения РАН В. М. Алпатов;
  • академик Российской академии образования, академик и член Президиума Российской академии художеств, профессор Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова, народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР Д. Д. Жилинский;
  • доктор исторических наук, заведующий отделом энциклопедических изданий Института Латинской Америки Российской академии наук Я. Г. Шемякин;
  • академик Российской академии художеств, доктор искусствоведения, заместитель председателя Ассоциации искусствоведов, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ А.К. Якимович и другие.

Выступавшие поздравили журнал с удачным стартом, пожелали ему успехов, назвали ряд первоочередных задач.

Всего в презентации приняли участие около 40 человек, в том числе представители библиотек, журналисты, аспиранты.


Итоги 2011–2013 гг.

Я удовлетворена результатами, достигнутыми за эти три года, когда я вела журнал практически в единственном лице: организовала наполнение «портфеля», что на старте всегда непросто; осуществляла редактирование статей; формировала номера (содержание утверждал В.И. Даниленко).

В 2011–2012 гг. вышли по 6 и в 2013 г. – 5 номеров журнала (в связи с ликвидацией Российского института культурологии).

За 3 года в журнале опубликованы 220 статей авторов из России (из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Астрахани, Барнаула, Бийска, Брянска, Воронежа, Екатеринбурга, Иванова, Казани, Красноярска, Махачкалы, Новосибирска, Омска, Пензы, Ульяновска, Ярославля, Ясной Поляны Тульской области), а также других стран: из Минска и Могилева (Беларусь), Киева, Запорожья и Харькова (Украина), Варшавы, Кракова и Торуни (Польша), Софии (Болгария), Берлина и Галле (Германия), Парижа (Франция), Лондона (Великобритания), Тель-Авива (Израиль), Бомбея (Индия), Сент-Луиса (США).

Мне удалось обеспечить выход номеров строго в срок и задать высокую планку публикаций.

Авторами журнала стали: академик РАН В.А. Тишков, члены-корреспонденты РАН А.В. Головнев и В.М. Алпатов; вице-президент Российской академии художеств (РАХ), академик Российской академии архитектуры и строительных наук и Академии реставрации Д.О. Швидковский, академики РАХ В.В. Ванслов и А.К. Якимович, академики РАЕН С.С. Хоружий и Т.С. Злотникова, президент Международной академии Зауми С.Е. Бирюков и др.

Концептуальный характер имели статьи А.Ф. Строева (Париж, Франция), Малхара Кулкарни (Бомбей, Индия), К.Э. Разлогова, В.Л. Рабиновича, А.Н. Рылевой, Е.Н. Шапинской, А.Г. Васильева, Н.Б. Кирилловой, Э.А. Орловой, К.З. Акопяна, В.В. Ванслова, Н.А. Хренова, И.В. Кондакова, Е.Б. Рашковского, Л.Ю. Лиманской, М.Е. Бойко, А.Ф. Кофмана, А.М. Муратова.

Свыше половины статей написаны докторами наук – признанными авторитетами в области культурологии, социокультурной антропологии и искусствоведения, представителями научных институтов системы РАН, Минкультуры России и РАХ, Института синергийной антропологии и др.

Большую группу авторов составили преподаватели вузов столицы (МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики», МГИМО МИД России и др.), Санкт- Петербурга и других городов, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино и ряда музеев.

В 2012 г. вышли два тематических номер: № 3 был посвящен Российскому институту культурологии по случаю его 80-летия, а № 4 – В.К. Кантору (статья его самого; статьи И.И. Евлампиева и Т.И. Мицук с анализом его творчества).

Читатели оценили как интересные рубрики «От первого лица», «Дискуссионный клуб», «Хроника культурной жизни».


Информация о журнале

Информация о журнале, его рубриках, Редакционном совете и редколлегии, требованиях к статьям размещена на сайте издателя.

 

О журнале смотрите также:

 

Публикации о журнале

  • МЫ СОВЕРШИЛИ КРУГ. Кирилл Разлогов: «Все зависит от того, где поставить планку»: [интервью М. Бойко] // «НГ Ex libris». 2011. № 13, от 14 апреля.
  • Воронцова Е.А. Журнал «Культура и искусство»: «выделить научный дискурс о культуре и искусстве» // Университетская книга. 2011. № 11. С. 8.
  • Воронцова Е.А. «Журнал “Культура и искусство”: “выделить научный дискурс о культуре и искусстве”» // Искусство в пространстве современной культуры: Материалы международной научно-практической конференции. 29–30 сентября 2011 г. Воронеж: Воронежская обл. тип. – Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2011. С. 501–506.