Российская музейная энциклопедия
Российская музейная энциклопедия / A.A. Сундиева, Е.А. Воронцова, Т.Н. Кадаурова и др.: В 2 т. М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.

 

Это – первое издание. Такая чрезвычайно интересная работа стала возможной для меня благодаря А.А. Сундиевой: она пригласила меня в сектор музейной энциклопедии Российского института культурологии. Пришла я на два года позже остальных. Получила от предшественника 2 теоретических раздела (всего их было 5) – «Музееведение» и «Профильные группы музеев», а для них – 5 неотредактированных статей. Помимо названных разделов вела порядка 10 регионов, в т.ч. Москву.

Первой из сотрудников завершила формирование и редактирование рукописи.

Не будучи музееведом, вынужденно (из-за отсутствия специалистов) стала автором энциклопедии, поделив по объему написанного 1–2-е места с А.И. Фроловым.

При заказе статей по своим разделам помогала коллегам – находила авторов для статей их разделов.

Улучшила отношения с музейным сообществом и восстановила отношения с ИКОМом (после долгого перерыва институт в этой организации стали представлять четыре сотрудника: Воронцова, Сундиева, Каулен, Шулепова).

Привела в сектор двоих очень эффективных сотрудников.

В условиях развала СССР нашла издателя – издательство «Прогресс», была посредником между ним и сектором, а затем между сектором и издательством «РИПОЛ классик», пока шла подготовка рукописи к верстке и далее до печати тиража.

Убедила гендиректора «РИПОЛа» С.М. Макаренкова выдвинуть энциклопедию на Государственную премию. В жесткой конкурентной борьбе с перевесом в 1 голос выиграла баталию в комиссии АСКИ, но подача документов не состоялась из-за того, что в Российском институте культурологии в установленные сроки не были подготовлены документы на кандидатов.

 

Работа по энциклопедии потребовала решения ряда важных теоретико- методологических проблем. Опишу три из них, зафиксированных в публикациях:
  • Классификация музеев
  • Историческая наука и музеи
  • Музеи – особо ценные объекты культурного наследия

 

Классификация музеев

Эту научную проблему решила я сама, разработав классификацию, в которой были зафиксированы все группы, типы, виды музеев и снято то, что музееведы долгие годы считали противоречиями.

Классификация давно стала общепринятой и пока остается такой. Модификации, предложенные специалистами-музееведами, развивают ее, дополняют.

К сожалению, имя автора практически не называют – даже те, кто его знает (ситуация напоминает ситуацию с народными песнями: песни есть, а имен их создателей мы часто не знаем).

Впервые классификация (раздел «Классификация музеев») опубликована в хорошо известном издании:

  • Музейное дело России / Под ред. Каулен М.Е., Коссовой И.М., Сундиевой А.А. М.: Издательство «ВК», 2003. С. 235–251.

Републикация:

  • Воронцова Е.А. Очерки по теории и истории культуры. М.: Летний сад, 2014.С. 86–97.

 

Историческая наука и музеи

Обращение к проблеме «историческая наука и музеи» в процессе работы над энциклопедией для меня как историка было естественным.

По просьбе С.М. Завьялова, одного из инициаторов Всероссийской научно- практической конференции «Российская провинция и Московский университет» (18 мая 2001 г., Орел), я сформулировала тему «круглого стола» «Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев» и вопросы для обсуждения на нем:

  • смена вех в исторической науке и проблемы содержания современной исторической экспозиции;
  • национальная идея, нравственный идеал, ответственность историка и экспозиционера;
  • конструктивные и деструктивные тенденции в исторической науке и музейном деле;
  • выпускники Московского университета как тема музейной экспозиции, виртуальный музей истории МГУ им. М.В. Ломоносова.

«Круглый стол» был одним из основных событий конференции. Его участники считали, что работу по поставленной проблеме необходимо продолжить, и рекомендовали организаторам опубликовать материалы обсуждения.

Российский институт культурологии (один из организаторов конференции, в составе сектора музейной энциклопедии которого я работала) не смог изыскать средства на издание сборника, и я при посредничестве Л.И. Скрипкиной обратилась с этой идеей в Государственный Исторический музей. Идея получила поддержку руководства музея, особенно заместителя директора ГИМ В.Л. Егорова. В итоге 2002 г. вышел сборник, активно используемый, но, увы, ставший уже библиографической редкостью:

  • Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. По материалам «круглого стола», состоявшегося 18 мая 2001 г. в Орле / [сост. Е.А. Воронцова, Л.И. Скрипкина]. М.: ГИМ, 2002. 296 с.

 

В сборнике была опубликована и моя статья:

Републикация: Воронцова Е.А. Очерки по теории и истории культуры. М.: Летний сад, 2014. С. 111–119.

 

Вскоре после этого я перешла в Миннац России, а коллеги продолжили работу в данном направлении, проведя серию научных семинаров и издав ряд сборников (Исторические экспозиции региональных музеев в постсоциалистический период: сб. материалов / Отв. ред. И.В. Чувилова. СПб.: Алетейя, 2009. 304 с.; Роль музеев в формировании исторического сознания: междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 25–28 апр. 2011 г.): материалы и докл. / Рос. ин-т культурологии, Ком. по культуре и туризму Рязан. обл.; отв. ред. И.В. Чувилова. Москва: Nota Bene, 2011. 187 с., и др.).

 

Мой возврат к проблеме «историческая наука и музеи» произошел спустя много лет в рамках авторского проекта «Роль музеев – библиотек – архивов в информационном обеспечении исторической науки».

 

Музеи – особо ценные объекты культурного наследия

Работа по этой проблеме велась научным коллективом в полном смысле слова коллективно.

 

Моя заслуга – идея депонировать рукопись и организационная работа по ее депонированию.

Воронцова Е.А., Сундиева А.А., Каулен М.Е., Кузина Г.А., Дьячков А.Н., Чистотинова С.Л. Музеи – особо ценные объекты культурного наследия. Аналитические материалы. Методы ранжирования. Деп. в ИНИОН РАН (№ 52996 от 20.10.1997).